Мониче́лли Марио (Monicelli) (р. 1915), итальянский кинорежиссёр, сценарист. В кино с 1935. Поставил совместно с С. В. Стено комедии с участием знаменитого комика Тото («Полицейские и воры», 1951, и др.). Среди других фильмов: «Большая война» (1960), «Товарищи» (1963), «Хотим полковников» (1973), «Народный роман» (1974), «Лишь бы это была девушка» (1985).
* * *
МОНИЧЕЛЛИ Марио - МОНИЧЕ́ЛЛИ (Monicelli) Марио (р. 16 мая 1915), итальянский кинорежиссер, сценарист, историк.
Окончив историко-философское отделение Римского университета, с 1932 занимается кинокритикой. Вместе с А. Мондадори работал над его фильмом «Сердце-обличитель» (1933), снимая вслед за этим собственный короткометражный фильм «Мальчишки с улицы Паал» (1935). В 1930-40 был соавтором многих сценариев и ассистентом чешского режиссера Г. Махаты, а также А. Дженнины, П. Джерми (см. ДЖЕРМИ Пьетро), Дж. Де Сантиса (см. ДЕ САНТИС Джузеппе) и других.
В 1937 под псевдонимом Микеле Бадек снимает свой первый полнометражный фильм «Летний дождь». Как постановщик возвращается на съемочную площадку в 1949 и вместе со Стено (см. СТЕНО Николаус) за четыре года ставит восемь сатирических комедий с Тото (см. ТОТО), наиболее известная из которых - «Полицейские и воры» (1951). Один из основателей итальянской социальной комедии, наибольшего успеха достигает в фильме «Злоумышленники неизвестны» (1958), «Большая война» (1959), «Армия Бранкалеоне» (1965), «Девушка с пистолетом» (1974) (другое прокатное название «Не промахнись, Ассунта»), «Народный роман» (1974), «Друзья мои» (1975), «Плуты» (1987), «Дорогие проклятые» (1993). В жанре политического памфлета и гиньоля сняты «Хотим полковников» (1973) и «Мелкий-мелкий буржуа» (1977). Не снижая художественного уровня, в последние годы работает как театральный режиссер и телепостановщик, снимается как актер, является соавтором многих сценариев собственных фильмов. Обладатель главного приза международного кинофестиваля в Венеции, 1959.